Элементы индийского храма




Считается, что слово «нагара», которым называют храмы в Индии происходит от слияния трех слов санскрита: «нартана» — природа формы, «гана» и «раджнана» — чувственность. В соответствии с древней традицией, независимо от того, какому божеству храм посвящен, он всегда имеет неизменную структуру, которая является проекцией Космоса, где каждый элемент соответствует определенному элементу вселенной с присущей ему особой миссией.

Индийский храм, подобно вселенной объединяет в себе пять первоэлементов, пять природных стихий, с которыми ассоциируются пять основных структурных элементов храма — Мандала (Mandala), Гарбах Гриха (Garbah-griha), Гарбах Дана (Garbah-dana), Шикара (Shikhara) и Калас. Кроме того, обязательно присутствуют еще три дополнительных элемента — Парикрама (Parikrama), Мандап (Mandap) и Дваар (Dwaar).

Мандала (Mandala)

Мандала, — основание, фундамент храма, — земля, благословленная богами. Тиртха (Teerthа), — священный водоем, как правило всегда находится поблизости или внутри храма.

Гарбах Гриха (Garbah-griha)

Гарбах Гриха — Sanctum Sanctorum, святая святых храма. Как правило, это маленькая темная комната, без окон и вентиляционных отверстий, расположенная в центре храмовой постройки. Гарбах Гриха никогда не украшена внутри и сообщается с внешним миром тольок лишь одной дверью, входить в которую имеют право только священники храма. В Гарбах Гриха, как в утробе матери (Гарбах) хранится главная святыня храма, главоное изваяние (murti) божетсва, которому посвящен храм.

Гарбах Гриха расположена в геометрическом центре мандалы и соответствует горе Меру в индийской космологии.

Гарбах Дана (Garbah-dana)

Закладывается непосредственно под Гарбах Грихой, — это хранилище, символический «горшок», где сберегаются драгоценности и реликвии храма, предметы, необходимые для проведения ритуалов. Считается, что Гарбах Дана связана через Грабах Гриху и Шикхару непосредственно с небесами.

Шикхара (Shikhara)

Шикхара — башня или шпиль, начинающаяся над Гарбах Грихой и устремленная в небо. Считается, что вточке, где заканчивается Шикхара встречаются Небо и Земля. Шикхара является коннотацией, образом космической оси, скрепляющей Небо и Землю, Шикхара — это образа горы Меру, воплощение тенденций вертикальной организации и роста, Шикхара символизирует вертикальный позвоночник Пуруша, удерживающий и скрепляющий части космического тела. Шикхара — это дерево, символ роста и устремленности, проистекающий и черапающий силы из Гарбах Даны, несущий свои плоды на вершине к Небесам.

Каласа (Kalasa)

Каласа, — горшок, светильник, бутон, образ пламени. Каплевидное навершие Шикхары, воплощение пламени ритуального огня, символ обновления и новой жизни, мистический плод ростка, пронизывающего весь храм из подземелья Гарбах Даны до вершины Шикхары, вознесенный в небеса.

Парикрама и Дваар (Parikrama, Dwaar)

Парикрама — путь вокруг Гарбах Грихи.В маленьких сельских храмах это может быть просто тропинка, но обычно это весьма темный коридор, огибающий Гарбах Гриху со всех четырех сторон. Дваар — ворота храма, они символизируют рождение, очищение, инициацию, освобождение.

Мандап (Mandap)

Мандап — часть храма, расположенная внутри, пристроенная или представляющая собой отдельное здание. Мандап — это специальный зал для собраний, празднований, танцев, медитаций.

Основные элементы индуистского храма Гарбах Дана, Гарбах Гриха, Шикара и Калас в своей последовательности символически составляют части дерева Стхала Врикшам (Sthala Virksham). С одной стороны, это дерево человеческих устремлений и служения богам, корни которого расположены в Гарбах Дане, ствол соединяющий все в единое целое, на который опирается крона — Гарбах Гриха, ветви и крона — Шикхара и плоды, — бутоны жертвенного пламени Каласа. С другой стороны, это перевернутое дерево, корни которого, Каласа черпают энергию мире богов в небесах, ствол Шикхара соединяет мир богов и людей, а ветвистая крона Гарбах Гриха содержит плоды сокровищ, хранящихся в Гарбах Дана. Так, питаясь божественными плодами, преданный взбирается по дереву в мир богов и достигает освобождения — мокши.

Продолжение: Васту Пуруша мандала


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *