Племена Раджастана. Бхил

Bhil tribal lady. Udaipur. Rajasthan. India (c) inditrip.net
Значительная часть сельского населения на юге Раджастана в окрестностях Удайпура и Читтора принедлежит к легендарному племени Бхил, одному из древнейших племен Индии. По данным перепеси населения 1991 года племя Бхил насчитывало 2,3 миллиона человек, это третье по численности племя Индии после Гондов и Санталов. Название племени, происходит от дравидского корня «billu» — «лук». Сегодня нет однозначного понимания, являются ли бхилы коренными жителями индийских земель, или мигрировали в древности на субконтинент. В любом случае, наравне с дравидами, бхилы считаются самыми древними обитателями Индии. В то же время, форма носа и волосы бхилов указывают на возможность их африканского происхождения, а в форме лица и цвете глаз прослеживаются явные арийские черты. Племя Бхил проживает на территории Раджастана, Гуджарата, Махараштры, на севере Трипуры и в провинции Синд в Пакистане. Современные бхилы ведут простую и бедную жизнь. Деревенский быт едва изменился за последние тысячи лет. Удивительно, что племя легендарных воинов и героев извлекло из своего героического прошлого столь мало исторических выгод.
Bhil tribal man. Nai, Udaipur district. Rajasthan. India (c) inditrip.net
В древности Бхилы славились выдающимся искусством стрельбы из лука. В Махабхарате упоминается Эклавия из племени Бхилов, который превзошел самого Арджуну в стрельбе из лука. Рамаяна рассказывает о бандите Вайле из племени Бхилов, который с благословения Сарасвати обучился наукам и искусствам и стал выдающимся ученым и поэтом Вальмики. Также в Рамаяне упоминается Сабари (Shabari), женщина из племени Бхилов, которая угощала Раму и Лакшмана, в джунглях Дандаки, где они путешествовали в поисках Ситы. Бхилы успешно противостояли Моголам и Маратхам, защищая свои земли в средние века. Помощь Бхилов оказалась решающей в драматической битве Махараны Пратапа протв армии Моголов. В XIX веке Бхилы под командованием легендарного Тантия вполне успешно воевали с англичанами. Говорят, что роковую роль в судьбе Бхилов сыграла их традиционная скромность, — они никогда не выходили на первый план и всегда, не смотря на воинскую доблесть и боевые успехи оставались в тени.
Bhil tribal girls. Nai, Udaipur district, Rajasthan, India (c) inditrip.net
Локальные сообщества Бхилов рассеяны и не имеют четких границ. В горах они селятся вдоль русел рек, на равнине проживают более компактно. На равнине община объединяет жителей одной деревни, в горах — нескольких ближайших деревень. Бхилы занимаются простейшим сельским хозяйством, садоводством и охотой. Сельской общиной у бхилов руководит старейшина, которого называют Мукхи (Mukhi). Он, как и везде в архаической Индии распоряжается кассой общины и обладает судебной властью. Мукхи избирается пожизненно из числа старший и авторитетных членов общины. В случае тяжких преступления — грабежей, убийств, колдовства, Мукхи собирает суд, которым руководит.
Bhil tribal boy. Sisarma. Rajasthan. India. (c)inditrip.net
В официальном отчете Census Commission of India сказано, что 97% бхилов — индуисты. Общины Бхила, исповедующие Ислам называются Тадви Бхила (Tadvi Bhila) Однако, верования бхилов очень сильно отличаются от традиционных направлений Индуизма. Религию бхилов называют Сарна. Нен смотря на «низкое» происхождение, Бхилы не считаются «не чистыми», как прочие племена Индии. Еще в эпоху завоевания ариев, Бхилы приняли их религию и ритуалы. Раджпуты, когда пришли в земли бхилов приняли их в свое общество. Люой раджпут примет пищу и воду из рук Бхила. Раджпуты считают бхилов братьями по оружию и кровными братьями. Бхилы Балко и Дева из села Пай (в 10 километрах от нынешнего Удайпура) были ближайшими соратниками Бапа Равала и участвовали в его коронации. Рассказывают, что власть от Бхилов, основателей царства Гуйлот перешла к правителям Мевара вместе с перелмешиванием крови из рассеченного большого пальца Бхила и принца Мевара. На древнем гербе Мевара на воротах Трипола в Удайпуре рядом со щитом с Солнечным Ликом изображены воины-бхилы и воины-раджпуты рука об руку.
Badwa wizard housing. Central Aravali, Rajasthan. Inaia. (c) inditrip.net
Большинство общин Бхила поклоняются древнем племенным богам, известным под именами Кандоба, Каноба, Бахироба и Стилмата (Khandoba, Kanhoba, Bahiroba, Sitalmata). Своим предком многие общины Бхила считают божественного Тигра по имени Багадев (Vaghdev). Верховным богом у большинства общин Бхила считается Bolo Iswor, который ассоциируется с Шивой, почитается в виде грубого камня и обозначается трезубцем, верховной богиней — Amba Mata, образ которой связан с Паравати. Амба Мата почитается в виде женщины, восседающей на огненном тигре. У племени Бхил нет храмов, они поклоняются святилищам и алтарям у дорог и под деревьями. В этих святилищах почитают верховных общих для Бхила богов и местных духов предков, лесов и гор. Многие боги Бхилов являются формами классических индуистских божеств, — Шивы, Паравати, Вишну и Ханумана.
Bholo Ishwar sanctuary in hill area near Sisarma. Rajasthan. India (c)inditrip.net
Главный праздник Бхилов Раджастана — Гаури (Gavri), который отмечается на протяжении 40 дней после начала муссона. Праздник посвящен Гаури — Шиве, он же Болаишвар и его жене Бурия (Bгuriya) — Паравати, она же Амбамата. Все сорок дней праздника Бхилы соблюдают пост — запрещено мясо, свежие овощи, зелень и фрукты, алкоголь, табак, бханг, секс, носить обувь, ночевать под крышей, все работы на время Гаури прекращаются, во всех праздничных представлениях участвуют только мужчины. Для исполнения женских ролей они переодеваются в самые нарочито-вульгарные женские наряды. Умерший во время Гаури считается святым и его тело не кремируют, а хоронят, как садху. В начале празднования Гаури в горшки с мокрой землей бросают зерна пшеницы, а в конец поста отмечают шествием женщин, которые на головах несут горшки с яркими, зелеными молодыми ростками ростками пшеницы.
Village sanktum. Sisarma, Rajasthan. India. (c)inditrip.net
У Бхилов существует культ мертвых и культ предков. После смерти члена общины перед его домом проводится ритуал Нукто (Nukto), который очищает дух покойника, после чего тот объединяется с Боло Ишваром. Мифический общий коллективный предок Бхилов, Gothriz Purvez почитается в виде всадника, он сопровождает дух покойника по пути в загробный мир. Мы видели алтарь Готриза Пурвеза, где кроме классических всадников и лошадок, была довольно крупная скульптура изображающая его восседающим на тракторе :) Бхилы, как впрочем большинство племен Индии, крайне суеверны и религиозны. Религиозные ритуалы Бхила, не смотря на то, что они почитают индуистских богов проводят не брамины, а наследственные колдуны — Бадвы, авторитет которых в племенной общине крайне высок. Бхилы верят в переселение душ, верят, что всякий, кто умер насильственной смертью или покончил с собой становится злым духом и мстит живым, пока не удовлетворится полностью, верят что Яма, бог смерти, приходит за душами умерших с юга и уводит их на север, где находятся три загробных мира разной степени приятности и гнусности, предназначенные для отбывки срока между смертью и следующим воплощением души. Бхилы верят в ведьм и колдовство. Если в деревне происходит несчастье, неурожай, пожар, болезнь — нужно искать ведьму. Ее определяет Бадва, а потом проверяют. Ее топят и, если она утонет — ведьма, ей натирают глаза перцем и, если она плачет — ведьма. Если вдруг ведьма пережила все испытания — ее убивают. Своих покойников Бхилы кремируют, а прах хоронят возле дома, где жил умерший. Мужчин сжигают вместе с луком, женщин — с любимыми украшениями. На месте, где погиб воин устанавливают памятник — конную или пешую фигуру из камня или, на худой конец, из дерева. Считается, что если женщины, которые поклоняются таким монументам обеспечивают себе хорошее и вполне героическое потомство.
Village gods of Rajasthan. Gothriz Purvez and ancestral spirits (c)inditrip.net

Материалы inditrip.net о племени Бхил 

Деревенские боги Раджастана
Акелла промахнулся. Деревенские боги Раджастана II
Прогулки вокруг Удайпура. Горы и деревни Бхил

Материалы о племени Бхил в библиотеке inditrip.net

Религия Бхилов. Из книги «Analysis of the 1931 Census of India»
Метки записи: , , ,

Комментарии