Горакхпур | Посмотреть в Горакхпуре | Отели и рестораны | Транспорт
Горакхпур преодолевают стремительно на пути из Индии в Непал и обратно. Переходя из непальской Бхайравы в индийский Сонаули едут в Горакхпур. По пути из Варанаси в Непал поездом доезжают до Горакхпура и дальше автобусоам к непальской границе. Из Горакхпура ходят прямые автобусы в Покхару и Катманду, сюда же, прямо к железнодорожной станции ходят автобусы из Непала. Горакхпур — главная перевалочная база по пути из Индии в Непал и обратно. Через него проходит огромное количество туристов и паломников, но туристической информации о Горакхпуре почти нет. Говорят, что в Горакхпуре нечего делать и незачем останавливаться. Меньше чем через месяц я это узнаю.
Впервые Горакхпур упоминается в контектсе правления царя Иксваху, основателя империи Сурья (Sooryavamsham, Suryavansh, Suryavamsa), сына Ману, составителя легендарного свода законов Ману. В Горакхпуре родился император Чандра Гупта Маурия. Здесь у слияния рек Рапти и Рохини Будда Гаутама отрекся от своей прошлой жизни и сбросил свои царские одежды, чтобы предаться аскезе и духовным исканиям. Махабхарата рассказывает, что принц Бхима, приезжал в Горакхпур, чтобы пригласить святого Горахнатха принять учатсие в Раджсуйя Яджне.
Считается, что современное название Горакхпуру дал просветленны Горакхшанатх, живший здесь в ХII веке. Место, где Горакхшанатх достиг просветления до сих пор привлекает множество паломников. В конце ХII века Горакхпур и окрестные земли завоевал и присоединил к Делийскому султанату Мохаммад Гхори, положивший начало мусульманской истории Горакхпура.
В XVI веке Акбар сделал Горакхпур столицей одного из шести сакаров Ауда (Awadh). В 20 километрах от Горакхпура в Магхаре находится могила легендарного поэта и мистика Кабира, основателя суратшабд йоги, который равно почитается почитается и индийскими мусульманами и индуистами и сикхами. Объединяя идеи индуизма и ислама, Кабир отрицал их практики — «не чист ни путь ислама, ни путь хинду, — бог живет в каждом сердце и путь к нему не нуждается в посредниках». В результате Кабир оказался врагом и мусульманских и индуистских правителей. Сикиндар Лоди велел бросить Кабира под ноги слону, но слон отпрянул. Когда Кабир почувствовал близость смерти, он отправился в Магхар, где уединился в небольшой хижине на окраине города. Перед смертью он просил принести ему два покрывала и цветы лотосов. Узднав о скорой смерти Кабира к нему в Могхару отправились его учениеи, среди которых был раджа Бирсингха со своим войском. у дверей хижины, нде умирал Кабир его ученики, раджа и хан спорили о том, как поступить с телом Кабира после его смерти. Раджа настаивал на кремации по индуистской традиции, наваб на похоронах по законам ислама. В споре цари схватились за мечи, вдруг заметили, что Кабира в хижине нет, на смертном одре Кабира лежило лишь два его покрывала и цветы лотосов. Одно из покрывал кремировали и пепел его хранится до сих пор в храме ордена Кабирнатх в Варанаси, другое мусульмане захоронили по правилам ислама в Могхаре. Позднее на этом месте было построено два надгробия, — индуистское и мусульманское. Могхара — место паломничества индусов и мусульман.
Горакхпур является важнейшим духовным центром религии Нтахов. Здесь находится моглиа основателя ордена — Горахшанатха Мата. Натхи — основатели традиции йогинов, практикующих кая-садхану, путь к бессмертию. Считается, что Горахшанатх является воплощением Шивы, достиг бессмертия и появляется во всех четырех Эпохах. Имя Горакшанатх переводится с санскрита, как владыка мира (го — вселенная, ракша — влядыка). Именно из традиций натхов происходит хатха-йога. Горакшанатха почитают как Шиву, основаля ордена даршани и покровителя всей йогинов. Замечательно, что в традиции натхов санясин может вести как аскетическую, так и семейную жизнь. Посвященных натхов легко узнать по большим серьгам, вставленным в прорезь в центре уха, и по свистку нади, на чёрном шерстяноом шнурке. Несколько известных учителей натхов живет в России и на Украине. В Горакхпуре расположена резиденция одного из трех глав натхов — сабхапати.