Васту Пуруша Мандала (продолжение)

<<< начало

Подобно тому, как в соответствии с индийской космологией, каждая частичка является отражением Вселенной, геометрическая структура индийского храма представляет собой множество вложенных друг в друга самоподобных структур. Васту Шастра приводит 32 способа построения Васту Пураша Мандалы. Самый простой — квадрат, более сложные состоят из 4, 9, 16, 25, 36 ... 1024 частей. Простые мандалы используется при строительстве простых маленьких домов, сложные — при проектировании городов и храмовых комплексов. Описанные в первой части принципы, а вовсе не инжинерные соображения определяют толщину стен, количество колонн и предназначение помещений. По одной из версий, шахматная доска — это 64-х клеточная Васту Пуруша Мандала.

Как утверждал Трисмегист, всякая магия в процессе своего действия, превращает посылку «все подобное тождественно» в аксиому, или даже в закон природы. Подобно тому, как человеческое тело является проекцией космоса, индийский храм, вмещающий в себе вселенную является проекцией человеческого или божественного тела и содержит все его элементы. Названия частей индийского храма в точности соответстуют названиям частей тела человека. Пада — стопы, Джангха — голени, Гала или Грива — шея, Нашика — нос (обычно это выступающие детали декора), Чарана, Агхни, Уру ... Гарбах Гриха соответствует голове — это место постоянного пребывания бога.

Вертикальная структура храма также антропоморфна и представляет семь чакр. Гарбах Гриха соответствует Анахата Чакре, в области сердца, Каласа — навершие храма соответствует Сахасарара чакре в верхней части головы Муладхара и Манипура чакры расположены ниже алтаря в Гарбах Дане, чакрам Вишуддха и Аджана соответствуют балконы шикхары, башни над Гарбах Грихой.

В тексте Шива Паркаша упоминается 16 типов организации пространства храма: Квадрат (Чандура), прямоугольник (Агатра), трапеция (Шаката), круг (Вритта). овал (Критта Вритта), треугольник (Дваджа), ромб, ограненный алмаз (Ваджра), стрела (Шахра), зонтик (Чатра), рыба (Мина), черепаха (Курма), раковина (Шанка), полумесяц (Ардха Чандра), кувшин (Кумбха), меч (Кхадга) и лотос (Камала). Как правило, каждый из «профилей» имеет свое особое предназначение. Так Курма, Кумбха, Шанга и Камала используются только для храмов, посвященных Шиве и Вишну. Чандура, Агатра, Мина, Ваджа и Кхадга — для храмов посвященных Дэви (женским божествам). Остальные «сечения» используются при проектировании всех остальных храмаов. Между тем, многие источники утверждают, что наилучшим сечением храма является Чандура (квадарат), уместная для всех случаев, именцемая также Сиддха-Бхуми. Квадрат ориентируют с севера на юг и располагают таким образом, чтобы южная его часть находилась на некотором возвышении по отношению к северной.

Самой распространенной формой, естественно, является квадрат. Если при строительстве было использовано другое, особенное сечение, об этом обязательно сообщают с гордостью. Например, жители Пури гордятся, что их город построен в форме раковины и утверждают, что имя Шанкарачарья, связано именно с Пури и с тем фактом, что очертания Пури имеют форму раковины.

Участок земли для строительства храма (Васту Бхуми) предпочитают выбирать прямоугольный, с соотношением сторон 4:8, 4:7, 4:6, 4:5 и квадрат. Протяженность участка с севера на юг должна быть не меньше, чем с востока на запад. Этот участок обносится стеной (паркара). Юго-западный угол должен быть выше северо-восточного. Лотосовый пруд обычно располагается в северо-восточной части храмового двора. В стене, огораживающей храмовый двор устраивают ворота на все четыре стороны света. Также существуют особые правила относительно того, какими растениями где следует украшать храм. Жасмин, например, следует высаживать только на востоке.

В основе плана храма или храмового комплекса лежит Васту Пуруша Мандала. В центре (Брахма Стхана) размещается главное святилище. К нему примыкает Мандапа — галерея залов и коридоров. Вертикальные части плана это Гопура (входные ворота), Вимана (башня над главным алтарем) и Паркара (стена храмового двора). Взаимоотношения между элементами храмвого комплекса, их функции и значение определяются их расположением в соответствии с Васту Пуруша Мандала.

Комментарии